Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views :
Oh Snap!

Please turnoff your ad blocking mode for viewing your site content

img

Автомобили и аварии старой Александрии

471 Views
Автомобили и аварии старой Александрии
Ford Model T Roadster Pickup 1912 года

Если в Александрии случается авария, узнав о ДТП, первым делом жители города думают: «Это на перекрестке возле ЗАГСа». ЗАГСом у нас по привычке до сих пор называют Дворец торжественных событий. Но дело не в этом, а в перекрестке около этого здания – проспекта Соборного с улицей Первомайской. С давних времен он имеет дурную славу и по городу ходят легенды о наложенном на него проклятии или порче.

Автомобили и аварии старой Александрии

Леонид Холохоленко слышал от отца и деда, коренных александрийцев, рассказ о том, что в начале ХХ века двое зажиточных мужчин нашего славного уездного города выехали покататься на собственных авто, чуть ли не первых в Александрии. И вот на том самом перекрестке они столкнулись – и это была первая авария в нашем городе. С тех пор аварии там случались и продолжают случаться с печальной регулярностью, что и породило домыслы о проклятии. «Может, сами люди после того первого ДТП и назвали этот перекресток проклятым, – говорит Леонид Андреевич. – Все идет от того, что у людей в мозгах»…

Автомобили и аварии старой Александрии
Александрия. Вид с каланчи на улицу Почтовую. Фото из альбома Сокальского 1903 года

Обратимся к печатным источникам – газетам более чем 100-летней давности. Из них нам известно, что летом 1913 года через наш город пролегал маршрут кругового автопробега «Одесса – Елисаветград – Екатеринослав – Мелитополь – Херсон – Одесса». В ралли, проходившем с 27 августа по 1 сентября, участвовало 32 автомобиля. Преодолев путь длиной в 1160 верст, к финишу пришли 26 машин, 16 из которых – без повреждений и штрафных баллов. Около Павлыша один из участников ралли наехал на мальчика, дальнейшая судьба которого неизвестна, равно как и то, отделался ребенок легким испугом или получил травмы. Кстати, александрийские дороги автомобилисты тогда не ругали, тогда как в других местностях на них было много нареканий.

 В 1914 году в Александрии было 9 автомобилей – как служебных, так и частных. Среди прочих собственником авто был богатый помещик Леонтьев. В Елисаветграде в те годы находилось официальное представительство фирмы «Форд», два авто этой компании были в Александрийской земской управе (еще там был один мотоцикл). Живший в Александрии немец Бредау владел четырехместным автомобилем и возил горожан на железнодорожный вокзал в Користовку.

Автомобили и аварии старой Александрии
Ford Model T 1914 года

История сохранила сведения и о ДТП того времени, но оно произошло на другой улице. Газета «21 канал» опубликовала заметку об автомобильных авариях в нашем крае в начале ХХ века со ссылкой на газету «Голос Юга». Вот ее последний абзац: «Также предполагаем, что первая автомобильная авария с потерпевшими в Александрии случилась 8 апреля 1914 года. Вечером того дня компания молодых людей, как сегодня говорят, мажоров, поехала покататься по городу на автомобиле Леонтьева. Это были трое сыновей А.Д.Байдака и сын В.Р.Буцкого. По Ингульской улице (сегодня – улица Дибровы), недалеко от вокзала, один из Байдаков, который, очевидно, был наподпитии, завладел рулем автомобиля, хотя шофер не хотел передавать ему управление. Шофер включил заднюю передачу, автомобиль наехал на тротуарный столб. От сильного толчка пассажиры выпали на землю. При этом сын Байдака, который управлял автомобилем, был тяжело ранен, другие пассажиры отделались легким испугом».

Автомобили и аварии старой Александрии
Фабрикант Александр Кошкин (не александриец), заядлый автомобилист, выиграл в 1911 году 100‑верстовую гонку на своем «Опеле», показав среднюю скорость свыше 100 км/ч! В 1913‑м Кошкин погиб в аварии.

  Рассказывали также о том, что в начале 20 века александрийский помещик Орлай купил за границей легковой автомобиль, который в то время больше походил на большой трехколесный велосипед. Как-то он приехал на нем в город и застрял в грязи возле школы N6. Пришлось вызывать волов из поместья, и они с трудом вытянули машину. Больше Орлай в Александрии на своем заграничном автомобиле не появлялся.

 А вообще автомобилей в Александрии было мало, и бензин привозился в бочках. В основном, жители города ездили на бричках, двуколках.

Александрийский краевед Федор Мержанов в своей книге «Александрия до Октябрьской революции 1896-1919 годов» пишет о том, что на улице Ленина между улицами Дибровы и Свердлова некоторое время находился циклодром, на котором соревновались велосипедисты. Собственников велосипедов было немного, так как велосипед в то время стоил 120 — 160 рублей. Многие спортсмены пользовались услугами прокатной станции. Велосипеды были иностранных фирм «Дукс» и «Энфилд».

Автомобили и аварии старой Александрии
«Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия. 

Один из руководителей общественной организации «Ретроклуб «Александрия» и соорганизатор ретрослета «Александрия», редактор сайта «24 канал» Игорь Широкун рассказал: «Аварий в те времена могло быть довольно много, потому что, во-первых, правила дорожного движения только появились и их мало кто знал и соблюдал, а во-вторых , сами машины были очень несовершенны. Скорость развивали большую, но в управлении были тяжелыми. У них были плохие тормоза, высокий центр тяжести – люди сидели в метре над землей, и если совершали поворот на высокой скорости на полном ходу, понятно, что авто часто переворачивались. Заметки о происшествиях на дорогах и сообщения о том, кто какой автомобиль приобрел, печатались в местных газетах.

Какие это могли быть автомобили? В те годы мировой автопром активно развивался, и в основном, все машины были привезены из-за границы. В Российской империи крепкие были добротные автомобили марки «Руссо-Балт» — они выпускались Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Но эти машины разбирали в Питере и других больших городах. Наиболее массовым, простым и надежным был Ford Model T,  официальные диллеры фирмы были и на территории Украины, в частности – в Елисаветграде. Возможно, были в александрии авто марки Renault, Peugeot или Panag».

Автомобили и аварии старой Александрии
Единственный сохранившийся дореволюционный легковой отечественный автомобиль «Руссо-Балт К12/20» был построен в 1911 году.

Известно, что на автосалоне в Санкт-Петербурге в 1913 году было представлено около 250 стендов с автомобилями со всего света, запчастями, шинами и принадлежностями! В частности, привезли новинки Opel и Mercedes, Rolls-Royce и Renault, Peugeot и забытых сегодня марок Delage, Adler, Minerva. Практически все экспонаты выставки были проданы.

Российская империя не была по-настоящему автомобильной державой. К 1914 году в стране с населением более 170 миллионов человек было всего около 13 тысяч автомобилей. Во Франции к тому времени — более 100 тысяч, в США — 1,7 миллиона! В российской глубинке автомобиль по-прежнему был не просто редкостью, а чудом. И даже порождением неких непонятных крестьянину, а потому, вероятно, темных сил — примерно так описывали в 1912 году участники первого испытательного пробега военного ведомства реакцию сельчан при виде колонны машин».

Автомобили и аварии старой Александрии
«Руссо-Балт» выпускался в Российской империи в 1909-1915 годах  

Правила дорожного движения Российской империи 1914 года доступны в интернете. В них сказано, что разрешается движение только тех автомобилей, которые допущены к тому по осмотре и испытании. К управлению автомобилем допускаются только лица, получившие на то разрешение по надлежащем испытании и достигшие совершеннолетия. Осмотр, испытание автомобилей и испытания лиц на допущение к управлению автомобилем производятся в комиссии, состав которой определяется Городской Управой. Удостоверение о допущении автомобиля к езде выдается Городской Управой; на основании сего удостоверения из Казанской Городской Управы выдаются нумерные знаки, возобновляемые ежегодно без изменения самого нумера, и взимается городской сбор. Лицам, управляющим автомобилями, вменяется в обязанность: не допускать скорости движения экипажа по городу более 20 верст в час; уменьшать скорость движения хотя бы до полной остановки автомобиля во всех случаях, когда обстоятельства того требуют; принимать все меры, чтобы лошади не пугались автомобиля. Езда автомобилей вперегонку воспрещалась.

Читайте также: Междугородный телефон в Александрии в 1913 году — Zametka — Новости Александрии

Из жизни Александрии и уезда — Zametka — Новости Александрии

  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • Linkedin
  • Pinterest

5 Comments

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    This div height required for enabling the sticky sidebar