Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views : Ad Clicks :Ad Views :
Oh Snap!

Please turnoff your ad blocking mode for viewing your site content

img

Панно на «Светлополке»

314 Views
Панно на «Светлополке»

46 лет эта монументальная композиция украшает фасад одного из главных зданий Александрии. К ней все привыкли, и мало кто разглядывал её настолько пристально, что может навскидку вспомнить все фигуры, символы и детали, из которых она состоит. Но несколько центральных элементов всплывают в памяти сразу. Ещё меньше людей знают, что это панно – одна из визитных карточек города – имеет название. И что выполнили его известные в Александрии люди, а главный автор идеи и исполнитель – Почётный гражданин города, основатель и многолетний руководитель Детской художественной школы художник Степан Николенко.

Работа над панно началась в далёком 1973 году, когда Дворец культуры «Светлопольский» (тогда – Дом культуры шахты «Светлопольской»), торжественно открытый 1 мая 1975 года, только строился. Создателей у композиции трое  – художник Степан Николенко, скульптор Геннадий Кобец и главный архитектор города в тот период Валентин Тётушкин.

Сначала, конечно, был эскиз. В нём его автор Степан Николенко постарался отобразить деятельность будущего Дома культуры. Поэтому изображены на панно не шахтёры, а жанры искусства: музыка, хореография, архитектура и живопись. Николенко назвал композицию «Україна мистецька» – сознательно ушёл от описания Александрии в пользу общенационального масштаба. Дело в том, что приблизительно в тот же период группа художников под руководством Владимира Прядки оформляла в Александрии Дворец торжественных событий. Панно, витраж и гобелены в нём тоже были наполнены украинским символизмом и колоритом. Степан Фёдорович решил продолжить это начинание и выдержать оформление ещё одного знакового здания в городе в одном стиле с этими объектами.

Панно на «Светлополке»
Торжественное открытие ДК шахты «Светлопольской», 1 мая 1975 года. Фото: Георгий Танский

Работа над разработкой идеи, созданием и утверждением эскиза заняла год. А само панно, хоть оно и огромных размеров, сделали сравнительно быстро – с июня по ноябрь 1974 года. В кирпичную стену здания забивались металлические стержни, и с помощью цемента прикреплялся пенобетон, из которого вырезался рельеф. Его оштукатурили цементным раствором и покрасили в белый цвет. Фон оставили серым, оформили эффектом «шубы». Шероховатый серый фон контрастирует с гладким белым рельефом, и эта разность фактур выделяет фигуры и объекты на панно, позволяет хорошо рассмотреть их. По словам Степана Фёдоровича, лучше всего панно смотрится от полудня до вечера, когда хорошо освещено солнцем и на нём видна игра света и тени. А на рассвете и закате хорошо работает контраст рельефа и «шубы».

Изначально панно планировали сделать мозаичным – снова-таки как во Дворце торжественных событий, и для этого уже было закуплено цветное стекло. Однако возникла  проблема с дробильной машиной. Нужно было разбить стекло на мелкие части и потом крепить на цемент. Выпросить дробилку художники не смогли, цветные стёклышки долго лежали во дворе коммунального хозяйства, а куда делись после – история умалчивает. Этим вопросом занимался Тётушкин, а реализацией проекта – собственно, созданием самого панно –  Степан Николенко и Геннадий Кобец. Фактически они сделали это монументальное произведение вдвоём. Николенко выполнил левую часть панно – фигуры скрипачки и художницы, театральные маски и капитель – архитектурный символ, а Кобец изобразил танцоров. Центральную часть – портрет украинки в венке и солнце над ним – делали вместе.

Панно на «Светлополке»

И вот уже почти полвека днём панно на фасаде «Светлополки» освещается солнцем, а по вечерам играет в лучах заката.   Смотрит «Україна мистецька» на Запад. Времена меняются. Искусство вечно.

Для справки. Панно на «Светлополке» — это барельеф (низкий рельеф) – изображение на плоскости, в котором фигуры выступают над поверхностью менее, чем наполовину.  Есть ещё другой вид рельефа – горельеф – в нём фигуры выступают над плоскостью фона более чем на половину объёма, приближаясь по форме к скульптурным, и могут быть совсем отделены от плоскости.

Панно на «Светлополке»

Историю ДК «Светлопольский» можно прочитать здесь: Дворцу культуры «Светлопольский» — 45 лет — Zametka — Новости Александрии

Также мы сообщали: Те, що неможливо забути: прем’єра на сцені і музей у підвалі — Zametka — Новости Александрии

О художнике Степане Николенко: Создателю герба Александрии Степану Николенко – 80 лет — Zametka — Новости Александрии

Степан Николенко: «В живописи тоже должен быть дизайн» — Zametka — Новости Александрии

  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • Linkedin
  • Pinterest

1 Comments

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    This div height required for enabling the sticky sidebar